ТЕМА УРОКА : «Координатная плоскость. Координаты середины
отрезка»
« Составление линейных программ. Выполнение
файловых операций»
ЦЕЛИ УРОКА : Закрепить умения и навыки работы с координатной плоскостью.
Ввести новые понятия темы , новые формулы.
Продолжить работу над решением задач изученного вида.
Развивать навыки логического мышления, внимание, математическую речь, умение проводить самопроверку, умения работы с компьютером.
Активизировать познавательную деятельность учащихся через дидактическую игру, логические задания.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Координатная плоскость, файлы , карточки с заданиями, ПК с операционной системой Windows и системой программирования Qbasic
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Сообщение темы урока по геометрии :« Вспомним координатную плоскость, и узнаем как найти координаты середины отрезка»
- Сообщение темы по информатике : «Отработаем навыки выполнения файловых операций и вспомним как составляются линейные программы на Qbasic»
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
М: Давайте вспомним , что же такое Декартова система координат, каковы её основные элементы.
И: А для этого на диске А: открываем файл-презентацию ПРЯМОУГОЛЬНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ и запускаем его.
(выполнение задания №1 из карточки «Задания к уроку»)
М: Ну как , вспомнили? А давайте ответим на вопросы последнего слайда.
( выполняют задание последнего слайда, устно отвечают)
И: А ещё давайте вспомним, как создаются папки, для этого на своих дискетах создайте папку- копилку, куда в последующем на нашем уроке вы будете отправлять нужную для вас информацию.
(выполнение задания №2 из карточек)
М: А почему система координат называется Декартовой? А вот по подробнее о этом математике вы сможете узнать, если выполните задание №3 из ваших «путеводителей»
И: (сообщение условия задания и проверка правильности его выполнения)
М: ( опрос учащихся по тексту файла РЕНЕ ДЕКАРТ)
И: Вот и первый вклад в вашу информационную копилку. Скопируйте файл РЕНЕ ДЕКАРТ к себе в папку МОИ ДОКУМЕНТЫ.
М: А как вы думаете, есть ли другие системы координат?
И: А на этот вопрос вы сможете ответить если отыщите на диске С: файл ПОЛЯРНЫЕ КООРДИНАТЫ и ознакомитесь с его содержимым.
Справились? Ну а теперь снова берем эту информацию на вооружение и отправляем эти сведения к себе в папку МОИ ДОКЛАДЫ.
И: И все таки, термин ПОЛЯРНЫЕ КООРДИНАТЫ не очень привычно звучит может переименуем его в ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ?
( выполняют задание № 6)
М: А теперь мы посмотрим как вы вспомнили, а кто-то может усвоил материал. Для этого проведем не большое тестирование.
И: И выполним задание № 7. А после выполнения каждый попытается сам себе поставить оценку.
Ну что справились? А хотите узнать верные ответы? Откройте файл ТЕТ и вы их получите.
III. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
М: Ну что ребята, а теперь попытаемся вместе с вами определить, чему же равны координаты середины отрезка , если известны координаты его концов
(объяснение материала на координатной плоскости, путем проведения аналогии с координатной прямой; результат- формулы координаты середины отрезка)
М: А давайте-ка посмотрим, кто и как запомнил эти формулы. А для этого заполните колонки №1,4,6 из розданных вам таблиц
(вычислительная работа учащихся с устной проверкой)
И: Но время движется вперед, в наш информационный век во всех отраслях производства используется различная техника, облегчающая наш труд, поэтому давайте заставим компьютер выполнять расчеты координат середины отрезка на плоскости. А для этого запустим систему программирования и составим программку этих расчетов.
(выполнение задания №8 составление программы )
А вот теперь позвольте компьютеру проверить правильность ваших расчетов и протестируйте вашу программу для данных из столбцов №1,4,6 ваших таблиц.
М: Ну как , совпали ответы?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
М: А теперь попробуйте проделать обратную работу: по известным координатам середины отрезка и координате одного конца отрезка определите координату второго конца отрезка
(работа учащихся с оставшимися заданиями в карточке- таблице)
V. ИТОГ
(выставление оценок за тестирование, за ответы в таблице)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
И : В Интернете попробуйте отыскать сведения о других системах координат и скопируйте их в свою копилку
М: Выполните задания из последних двух колонок таблицы